Регистрировать права на недвижимость можно и «на удаленке»

12 мая 2020 года
Об электронной регистрации прав на недвижимое имущество рассказал заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения Управления Росреестра по Волгоградской области Антон Лопашов.
 
В настоящий момент заявитель, независимо от их правового статуса (физическое или юридическое лицо, государственная организация) имеет возможность представить документы в органы регистрации прав в электронном виде. В Волгоградской области государственную регистрацию прав и кадастровый учет осуществляет региональное управление Росреестра.
С августа прошлого года вступила в силу статья 36.2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, которая установила новое правило: физические лица должны дать предварительное согласие на передачу документов на регистрацию прав на недвижимость в электронном виде. 
При отсутствии такого согласия, документы, поданные электронно, будут возвращены обратно. Стоит знать, что данное правило не распространяется на случаи, когда документы на регистрацию направляет нотариус либо документы подаются с помощью сервисов кредитных организаций (как правило - при регистрации права на жилье с одновременной регистрацией ипотеки на него).
Несмотря на некоторые неудобства в применении, электронная регистрация имеет свои преимущества. Помимо исключения необходимости посещения многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) следует отметить существенное сокращение сроков проведения самой госуслуги. 
Так, если регистрация права собственности при подаче документов через МФЦ составляет 9 рабочих дней, то при представлении документов, заверенных нотариально, в электронном виде, регистрация права производится в течение 1 рабочего дня, следующего за днем приема документов (подп. 9 п. 1 ст. 16 Закона).
Кроме того, Управление Росреестра по Волгоградской области напоминает, что свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимость больше не выдаются (п. 1 ст. 14 Закона), а результатом оказания государственной услуги Росреестра является выписка из ЕГРН, которую можно запросить в любой момент. Поэтому обращаться в Росреестр лично с целью получения свидетельства о регистрации права на бумаге больше не имеет смысла.
Немаловажный факт: до 1 января 2021 года при подаче заявления в Росреестр в электронном виде размер государственной пошлины за оказываемые государственные услуги снижается на 30 % (п. 4 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ).
Помимо перечисленных отличий следует учесть, что к направляемым в электронной форме документам установлены специальные требования. Касаются они не только комплекта документов (он такой же, как требуется для подачи документов любым иным способом — ст. 14, 18 Закона), но и  непосредственно их оформления. Так, заявление должно быть подписано усиленной квалификационной подписью правообладателя. Информация о порядке получения такой подписи, а также перечень аккредитованных удостоверяющих центров размещены на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru).
Допустимые форматы для представления документов в электронном виде - XML-документ; PDF (для такого формата масштаб сканирования должен быть 1:1, разрешение - 300 dpi в черно-белом режиме).
Порядок заполнения полей заявления для бумажного и электронного форматов аналогичен. 
Общую схему процедуры государственной регистрации можно представить следующим образом (п. 1 ст. 29 закона Закона):
• заполнение заявления в электронной форме на официальном сайте Росреестра с помощью сервиса «Подать заявление на государственную регистрацию прав» (п. 11 ст. 18 Закона) с приложением необходимых документов;
• направление заявления и комплекта документов в орган регистрации прав;
• проведение ответственными лицами органа регистрации прав экспертизы представленных документов на предмет их соответствия требованиями закона и наличия/отсутствия оснований для приостановления или отказа в проведении процедуры;
• внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) необходимых сведений о регистрируемом праве либо уведомление заявителя о приостановлении или прекращении процедуры;
• получение заявителем выписки из ЕГРН в форме электронного документа или ссылки на него (в зависимости от выбранного формата выписки).
О результатах рассмотрения поданных документов орган регистрации прав в обязательном порядке уведомляет заявителя в электронной форме. 
Итак, можно сказать, что несмотря на непривычность получения государственных услуг в электронном виде, регистрация прав на недвижимое имущество в таком формате позволяет, как минимум, сэкономить время и сократить финансовые затраты для заявителя, получив при этом тот же результат, что и при  подаче документов на бумаге.
 
 
 

Последние новости

Ошибочная идентификация физического лица как должника в исполнительном производстве случается из-за совпадения персональных данных нескольких граждан на стадии оформления документов.
Уголовная ответственность введена для побуждения должников добросовестно исполнять взятые на себя обязательства.
В связи с временным ограничением личного приема граждан Управлением Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области принят ряд мер для удобства граждан при возникновении вопросов, касающихся исполнительного производства:
20 ноября 2020 года, во Всероссийский День правовой помощи детям отделом правового обеспечения Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области гражданам будет оказана правовая консультация. 
В связи с необходимостью принятия мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)
 
в соответствии с Методическими рекомендациями по режиму труда органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций с участием государства, направленными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, информируем жителей города Волгограда и Волгоградской области, что личный прием граждан, а также осуществление очных консультаций государственными регистраторами временно приостановлено.