Регистрация прав на недвижимость: меньше бумаги - больше оперативности

В наши дни мы повсеместно наблюдаем, как деловой мир все шире использует возможности электронных сетей: интернет банк, цифровая подпись, электронный документооборот. Государственные учреждения тоже не отстают, правда, там возможности интернет-сети используют с особой осторожность, ведь речь идет о конфиденциальных сведениях.

Особую специфику имеет государственная регистрация прав на недвижимость. Чтобы соблюсти права сторон для процедуры требуется определенный набор достоверных и юридически значимых документов и достоверная информация.

Как в таких условиях можно упростить, оптимизировать и сделать удобной обслуживание в оформлении прав собственности?

Некоторые разъяснения для «Юриноф» дал заместитель начальник отдела контроля и координации деятельности в учетно-регистрационной сфере Управления Росреестра по Волгоградской области Марк Мигунов.

- Марк Владимирович, процедура регистрации прав на недвижимость довольна сложна и хлопотна, возможно ли сделать её проще?

- Недвижимость - это, пожалуй самое дорогостоящее приобретение среди всех других, и сложность его оформления обоснованна, ведь риски оспорить сделку должны быть максимально минимизированы, цена вопроса слишком высока.

Однако сама процедура регистрации может и должна быть оптимизирована. Управление Росреестра постоянно над этим работает.

На сегодняшний день Управление Росреестра организовало работу обособленных офисов приема-выдачи документов во всех районах города. И вместе с этим у людей есть возможность выбрать, куда обратиться за получением государственных услуг Росреестра: в Управление, в Кадастровую палату или Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Отмечу, что Тракторозаводской и Краснооктябрьский районы обслуживаются в центральных офисах Управления и Кадастровой палаты, расположенных в Центральном районе. При этом жители этих районов, не имеющие возможности приехать в центральный офис Управления по улице Мира, 19, могут сдать документы в МФЦ по своему месту жительства.

- Сколько офисов МФЦ уже открыто в Волгоградской области, в городе Волгограде?

- В настоящее время в Волгоградской области открыт 31 офис МФЦ. Управлением и Кадастровой палатой заключено соглашение о взаимодействии с Уполномоченным МФЦ, в соответствии с которым организуется предоставление государственных услуг Росреестра в офисах МФЦ.

Увеличение количества пунктов приема-выдачи документов за счет МФЦ позволило сделать государственные услуги Росреестра более доступными для жителей региона. Появление МФЦ в каждом районе города Волгограда удобно, прежде всего, получателям услуг. Сейчас работают офисы в 6 районах Волгограда, за исключением Ворошиловского и Кировского района. В этих районах сдать документы можно в офисах нашего Управления.

Перечень МФЦ и адреса их офисов, в которых предоставляются услуги Росреестра, можно ознакомиться на подсайте Управления (Раздел – «Взаимодействие с иными организациями»).

-Говорят, что теперь люди меньше будут ходить за справками и другими документами, которые нужно предъявить регистратору при сделке с недвижимостью. Как это происходит на практике?

- Верно, ещё в 2012 году начато внедрение системы межведомственного взаимодействия. Это электронная и бумажная переписка между различными ведомствами, Управление Росреестра тоже подключено к этой системе. В чём здесь суть? Мы запрашиваем документы, нужные для регистрации прав, самостоятельно. Точно так же поступают и другие госструктуры — по их запросу мы выдаем те сведения которые есть у нас. То есть мы видим, что это двусторонний обмен информацией, по принципу «ты – мне, я – тебе».

Смысл в том, чтобы избавить людей от стояния в очередях, сократить время пребывания в Управлении (на приёме у специалиста), уменьшить число различных посредников и, кроме всего прочего, снизить коррупционные риски. Как непосредственно работает эта система? Запросы направляются как в электронном виде, так и в бумажном.

- Вы сказали, что работа по внедрению межведомственного взаимодействия начата ещё в 2012 году, но уже наступил 2014-й. То есть за год с небольшим вам удалось наладить работу так, чтобы не было вопросов? Можно ли считать, что эту систему отлаженной?

- Дело в том, что сегодня ставится задача полностью перейти на электронный документооборот. А в настоящее время далеко не все ведомства к этому готовы. За прошедший год с небольшим нам удалось наладить межведомственное взаимодействие с органами миграционной службы, через которых мы проверяем действительность паспортов граждан, и с налоговыми инспекциями, откуда получаем данные о статусе юридических лиц. Однако главная проблема – не налажено должным образом электронное взаимодействие с органами местного самоуправления. К сожалению, выстраивание системы электронного документооборота столкнулось с отсутствием у местных властей необходимого программного обеспечения и недостатком квалифицированных кадров. Для решения этой проблемы требуется дополнительное материальное обеспечение, а это уже вне пределов нашей компетенции. Мы готовы продолжить работу по внедрению электронного межведомственного взаимодействия с органами местного самоуправления, а пока ограничиваемся бумажным (традиционной почтой).

Последние новости

Полезные ссылки на ресурсы Управления ФССП России по Волгоградской области  и Общественного совета при Управлении, содержащих рекомендации по актуальным вопросам для сторон исполнительного производства:
Заниматься взысканием просроченной задолженности физических лиц могут только юридические лица, внесенные в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности. Функция по ведению государственного реестра возложена на Федеральную службу судебных приставов.
Сервис ФССП России «Ход исполнительного производства» является самым скоростным на портале Госуслуг: более 90% запросов исполняется менее чем за 30 секунд. Кроме того, сервис числится среди самых популярных на портале: в течение суток регистрируется более 30 000 запросов.
Ошибочная идентификация физического лица как должника в исполнительном производстве случается из-за совпадения персональных данных нескольких граждан на стадии оформления документов.
Уголовная ответственность введена для побуждения должников добросовестно исполнять взятые на себя обязательства.