Как зарегистрировать религиозную организацию

Согласно статье 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Для реализации этих прав граждане имеют право участвовать в религиозных объединениях. 

 
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"  религиозное объединение есть добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
 Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозные организации подразделяются на местные и централизованные.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Местные религиозные организации могут существовать самостоятельно (например, религиозные общины протестантского толка) либо входить в состав централизованных религиозных организаций (например, приходы и монастыри Русской Православной Церкви, мечети духовных управлений мусульман России). Централизованная религиозная организация представляет собой многозвенное религиозное объединение, состоящее не менее чем из трех местных религиозных организаций.
При этом централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на протяжении не менее 50 лет на момент ее обращения с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них. 
Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.
Местные религиозные организации вправе учреждать образовательные учреждения, регистрируемые в качестве негосударственных образовательных учреждений. Учреждения профессионального религиозного образования создаются централизованными религиозными организациями.
Процедура государственной регистрация религиозных организаций в Российской Федерации осуществляется на основе Федеральных законов от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) и Федеральным законом № 125-ФЗ.
Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений или его территориальным органом. Таким органом является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций  осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации, а именно Федеральная налоговая службы и ее территориальные органы. 
Центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации, то есть Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской  области.
Стандарт и порядок предоставления центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях определяются Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455.
Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в Управление следующие документы:
заявление о государственной регистрации;
список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;
устав религиозной организации;
протокол учредительного собрания;
документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром; в случае, если заявителем не представлен указанный документ, территориальный орган Минюста России самостоятельно запрашивает его в соответствующем органе местного самоуправления;
сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;
сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией (указываются в соответствующей графе заявления).
В случае если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к указанным документам в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.
Общий срок предоставления государственной услуги центральным аппаратом  Минюста России  и его территориальными органами, без учета времени на исполнение функций регистрирующим органом, не должен превышать одного месяца и трех дней или шести месяцев и трех дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы).
Срок рассмотрения документов религиозной организации может быть продлен до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы.
Все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме и учредительных документов религиозной организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
Учредительные документы религиозной организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме.
Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.
Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.
Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, указываются в заявлении, подписанном уполномоченным лицом.
Подтверждение заявителем указанных сведений иными документами не требуется.
Орган юстиции имеет право отказать в государственной регистрации религиозной организации в случаях, если:
 1. цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
 2. создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
 3. устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения недостоверны;
 4. в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;
 5. учредитель (учредители) неправомочен.
Кроме того, в случае непредставления для государственной регистрации религиозной организации документов, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 125-ФЗ, заявление о государственной регистрации религиозной организации может быть оставлено без рассмотрения.
Начальник отдела 
по делам некоммерческих организаций
Управления Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
Анна Лепешкина
 

Последние новости

19 февраля в Волгограде состоялось итоговое заседание коллегии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
Подробные разъяснения по интересующим граждан вопросам можно получить у специалистов Управления по датам, указанным в графике. 
Разъяснил заместитель начальника  отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения  Управления  Росреестра по Волгоградской области
Антон Лопашов.
За период с 01.01.2019 по 31.12.2019 государственными  инспекторами по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области проведены 63 проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выявлению нарушений законодательства, выявлено 54 административных правонарушений, привлечено 48 лиц к административной ответственности, наложено административных штрафов на сумму 220,0 тыс. руб., взыскано денежных средств на сумму 332,92 тыс. руб. 
В Правительство Российской Федерации внесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены».