Объекты культурного наследия: вместе с правами собственности регистрируются и ограничения

Особенности регистрации прав на объекты культурного наследия  разъяснила главный специалист-эксперт отдела приема-выдачи документов

Управления Росреестра по Волгоградской области Юлия Васильевна Кравцова. 

Ускоряющиеся темпы изменения внешнего облика мегаполисов и малых городов делают проблему сохранения исторического наследия особенно актуальной. Определенная роль в системе государственной охраны объектов культурного наследия отводится системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

В соответствии с федеральными законами «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указывается содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия.

Эти обязательства являются обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на такой объект недвижимого имущества. По закону государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц.

Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе этих органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости.

Кроме того, требование об одновременности государственной регистрации права собственности на объекты культурного наследия и ограничений (обременений) этого права, установленных охранным обязательством, прямо предусмотрено законом только в отношении приватизируемых объектов (статья 29 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

В иных случаях регистрации права собственности (на основании договора купли-продажи, дарения, при регистрации права собственности публичных образований) закон таких требований не предъявляет.

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия (в любом случае) собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на такой объект и обязательства по его содержанию и по его сохранению.

В охранном обязательстве собственника указываются требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, условия доступа к нему граждан, и другие обеспечивающие сохранность недвижимости требования.

В подразделе I Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества и иная необходимая информация, в том числе об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия или к выявленным объектам культурного наследия.

Эти сведения согласно пункту 20 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219, указываются в графе «Особые отметки регистратора».

Внесение сведений в эту графу носит информационный характер и не является регистрацией ограничения (обременения) права, а следовательно не препятствует отчуждению объекта культурного наследия без передачи новому собственнику обязательств по его содержанию и сохранению.

Последние новости

19 февраля в Волгограде состоялось итоговое заседание коллегии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
Подробные разъяснения по интересующим граждан вопросам можно получить у специалистов Управления по датам, указанным в графике. 
Разъяснил заместитель начальника  отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения  Управления  Росреестра по Волгоградской области
Антон Лопашов.
За период с 01.01.2019 по 31.12.2019 государственными  инспекторами по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области проведены 63 проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выявлению нарушений законодательства, выявлено 54 административных правонарушений, привлечено 48 лиц к административной ответственности, наложено административных штрафов на сумму 220,0 тыс. руб., взыскано денежных средств на сумму 332,92 тыс. руб. 
В Правительство Российской Федерации внесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены».